Методическая копилка

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников

 Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения.
         Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и  подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины, значит можно тренировать и мышцы языка, губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.
         Недостатки произношения отягощают эмоционально – психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой, как можно раньше.
         Успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики. 
Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.
          Итак, что же такое артикуляционная гимнастика?   Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
         Детям от 2 до 4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети в возрасте 5 – 6 лет и старше, смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
         Артикуляционная гимнастика длится не более 5 – 10 минут и может проводится:
• Фронтально (с группой), это общеразвивающие упражнения;
• Индивидуально
• Подгруппой (3 – 4 человека), это упражнения на определенный звук.
          При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность  –  + идти от простых упражнений к более сложным.
У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм,   постоянно упражняясь.
         После того, как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя + собственные кинестетические ощущения ребенка. С помощью наводящих вопросов ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т.д. это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.
         Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является + ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребенок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу.
         Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Передо мной как специалистом, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение правильного произношения. Крайне важно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.  + Для этого мы используем игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре обязательно присутствует элемент соревнования и награды за успешное выполнение упражнений. Для красочного и забавного оформления игры – занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.
         Сначала мы знакомим ребенка с основными положениями губ и языка с помощью веселых сказок о язычке.  Описание логопедических сказок сопровождается рисунками и стихотворениями.  Сначала логопед читает стихотворение и показывает их соответствующими движениями органов артикуляции, а ребенок повторяет вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается вместе с детьми. Каждый раз, приступая к занятию, можно рассказывать новую историю, а так же придумывать свою.  Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит, и 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.
            Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название   (например, движения широкого кончика  языка  за верхние и нижние зубы – это упражнение «Качели»), к нему подбирается картинка – образ, которая используется мною на занятиях для лучшего запоминания.   Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету  или его движениям при выполнении  упражнений артикуляционной гимнастики, к тому же вносит элемент игры в важный и трудоемкий процесс формирования точных движений органов артикуляции.. Не нужно  объяснять ему каждый раз способ    выполнения, достаточно сказать: «покажи лопатку, сделай чашечку»
            Постановка правильного произношения предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения. Часто от детей требуют, чтобы они заучили описание артикуляции и использовали зрительный самоконтроль. 
Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.