Консультация для родителей

«Лепим вместе с малышом»

Лепка из пластилина для детей не только веселое и увлекательное, но и очень полезное занятие. Значение лепки в развитии ребенка трудно переоценить. Лепка оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, является одним из средств познания мира и развития восприятия. Ребенок познает мир наглядно, часто через свои ощущения. Ведь каждой поделке помимо поднятия настроения и получения радости от совместной деятельности и общения – лепка из пластилина может дать гораздо больше, чем мы думаем. Вот лишь некоторые ее плюсы:

  Занятия  пластилином  способствуют  развитию  мелкой  моторики  рук, координации движений, что оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребенка. Ведь чем больше он работает пальчиками, тем быстрее развивается, лучше говорит и думает.

                     Лепка  из  пластилина  способствует  развитию  фантазии,  воображения, раскрывается творческий потенциал.

                     При лепке из пластилина разминаются пальцы и ладони рук, а это - развитие мозга и даже профилактика болезней.

Польза пластилина, заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. На занятиях лепкой учите ребёнка раскатывать комок глины, пластилина ладонями, видоизменять его с помощью пальцев, соединять части, чтобы получились фигурки знакомых персонажей: колобка, неваляшки, зайчика и т. д.

Создание образа в лепке – интересный для детей процесс, так как в результате получается объёмный предмет, с которым можно активно действовать. Ребёнку нужно помочь создать образы, используя игровые приёмы: предложить слепить «угощение для зайчика», «печенье для куклы». На занятиях лепкой у детей развивается координация движения рук, уточняются представления о форме предметов, развивается эстетическое восприятие форм и пропорций.

Во всех возрастных подпериодах раннего детства лепка ребенка вводится в игровой сюжет. Нужно не просто попросить ребенка слепить грибок, а слепить его для ежика, который свой грибок в лесу потерял. Важный нюанс: ежик (игрушка) сам обращается к малышу и просит ребенка помочь ему, и малыш с радостью соглашается, разговаривает с ежиком как с живым. В конце игрушка благодарит малыша за помощь. Типичная ошибка: взрослый говорит так: «Ежик попросил тебя…Ежик благодарит тебя». Это не работает с малышами! К малышу обращается сам ежик и он сам просит, разговаривает с малышом, сам берет от него вылепленные грибы и сам благодарит. Взрослый разговаривает за ежика с ребенком.

Все вылепленные изделия используются в дальнейшем для игры ребенка (например, в ситуации с ежиком мы реально даем игрушке – ежику вылепленные нами грибочки, он радуется, нас благодарит, мы его провожаем в лес – полностью разыгрываем этот сюжет с малышом).

Когда мы лепим какой-то предмет (например, неваляшку), то обязательно перед началом лепки рассматриваем этот предмет с ребенком, называем его части и их форму, размер. Рассмотреть можно игрушку, картинку или реальный предмет, если есть такая возможность. Например: «Какая нарядная неваляшка! Ах, красавица, да веселая какая! (гладим неваляшку по головке). Что я погладила? (голову). На что она похожа? (на шарик), а это что? (гладим шарики – ручки неваляшки, пусть малыш тоже их погладит). На что они похожи? На шарики! Только маленькие! А теперь давай погладим платье у неваляшки. Какое красивое. На что похоже? Тоже на шар. Только большой!» И т.д.» Ребенку нужно дать игрушку в руки, чтобы погладить, назвать каждую ее часть. А затем поставить на место и начать ее лепить.

Если Вы учите малыша новому приему лепки (например, учите раскатывать шарик круговыми движениями между ладонями), то лучше запланировать ваши домашние игры         занятия по лепке так:

первый день

– учимся скатывать шарик;

-       на следующий же день закрепляем освоенные ребенком умения по скатыванию шара: снова лепим с ребенком шарик (но уже в другом игровом сюжете);

-   далее делаем перерыв 2-3 дня и снова лепим шарик (уже в третьем игровом сюжете). Например, в первый раз мы делали шарик – колобок. Во второй раз это были шарики – мячики. В третий раз мы лепили шарики – клубки для котенка. В дальнейшем периодичность не будет иметь значения.

Исследования показали, что именно такая периодичность нужна малышу в наилучшем освоении нового для него действия. Это самая успешная схема планирования, позволяющего быстро закрепить новое умение ребенка.

Никогда не разбирайте готовые вылепленные ребенком поделки при нем, это правило действует всегда и актуально для любого возраста ребенка. Если Вы хотите повторно использовать пластилин - разберите поделки так, чтобы ребенок этого не видел.

Если у ребенка не получилось что-то, он хочет сломать свою поделку, просто помогите ему, покажите, как всё исправить. Действуйте от имени игрушки – пусть она подскажет ему, что нужно сделать, чтобы подправить поделку.

 

Чему мы можем научить малыша в 2-3 года на игровых занятиях лепкой 

           лепить палочки и колбаски (раскатываем комочек пластилина между ладонями прямыми движениями),

           соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу и получая «баранку», «кольцо для пирамидки»,

           раскатывать комочек пластилина или глины круговыми движениями ладоней (получаем колобок, клубок, снежок, шарик, яблоко, ягодку),

           сплющивать комочек пластилина или шарик между ладонями (получаем лепешку, печенье, пряник),

           делать углубление в середине сплющенного куска пластилина, нажав пальчиками в центре (получаем миски для трех медведей, блюдца для кукол),

           соединять две получившиеся детали в один предмет (соединили два шарика – получили неваляшку, соединили палочку – колбаску и шарик и получили погремушку),

 

           лепить только на клеенке на дощечке для лепки, помогать взрослому убирать стол после лепки (раскладывать все предметы по местам).

 

 

Консультация «Что и как читать ребёнку дома»

При выборе книг и последующем ознакомлении с ними ребёнка обратите внимание на следующее:

1.Книга для ребёнка дошкольного возраста должна быть иллюстрирована. Рисунки должны быть органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. Желательно, чтобы иллюстрации сопровождали текст, но не преобладали над ним. Чем старше ребёнок, тем меньше может быть иллюстраций. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметов реалистично.

2.                      Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребёнка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях, волшебные и бытовые сказки.

3.                      Читайте старшим дошкольникам объёмные («толстые») книги. Чтение каждой части длинной книги («чтение с продолжением») должно сопровождаться припоминанием того, что прочитано накануне. Спросите ребёнка: «На чём мы вчера остановились?». Обязательно пользуйтесь закладкой.

4.                      Старайтесь читать по определённой системе, например, познакомьте ребёнка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги, независимо от возраста ребёнка, обязательно назовите имя писателя или поэта, жанр и название произведения. Например, «Я прочту тебе русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворений.

5.                      Перечитывайте знакомые книги помногу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносит больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка к поверхностному отношению к книге.

6.                      Не используйте литературных героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо мыть руки, как книжный герой). Воспитательная функция художественных произведений самодостаточна. Ребенок не должен воспринимать книгу как свод правил, в противном случае он начнёт её тихо ненавидеть, а порой и противостоять тому, о чём в ней говорится.

7.                      Объясняйте до начала чтения значение тех слов, без понимания которых ребёнку будет неясен основной смысл текста, характер героев. Если произведение не будет воспринято, понято ребёнком, оно не достигнет своей главной цели: не будет содействовать формированию личности подрастающего человека.

8.  Читайте выразительно, стремясь донести до ребёнка эмоции, содержащиеся в художественном произведении. Если взрослый в процессе чтения не определит своё отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребёнок.

 


Конспект познавательно-исследовательской деятельности

«Бумажная страна»

 

Познавательно-исследовательская деятельность. Знакомить детей с обобщенными

 

способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

 

Цель:    познакомить детей с качествами разных видов бумаги (тонкая, толстая, прочная).

Научить выявлять общие качества и различия бумаги (рвется, мнется, размокает, скручивается)

 

Познакомить детей с использованием бумаги в жизни человека.

 

Заинтересовать детей работой с бумагой.

Формировать активность к совместной деятельности со сверстниками.

Развивать взаимодействие с взрослыми.

Расширять словарный запас детей.

Развивать  мышление, крупную и мелкую моторику.

Воспитывать любознательность и бережливость.

Материалы: небольшие кусочки разных видов бумаги: картон, салфетки, обычная

 

и цветная бумага;  предметы, изготовленные из бумаги: книги, картинки, газета.

Давайте посмотрим вокруг и скажите, что в нашей группе сделано из бумаги? Нашли, потрогали руками :(салфетки, туалетная бумага, открытки, книги, коробки……) У меня для вас есть необычная открытка из Волшебной бумажной страны.

 

Ее жители приглашают нас отправиться в увлекательное путешествие по их стране. Там все предметы выполнены из бумаги, а из какой именно, мы узнаем во время нашего путешествия .Садимся в волшебный поезд и едем.

 

Станция «Бумажная»

 

На столе разложены разные виды бумаги: обычная белая бумага, салфетки, картон. Посмотрите сколько у нас много разной бумаги. Давайте ее потрогаем…(дети  трогают бумагу)

 

-Какая она на ощупь? (гладкая, шершавая)

-Теперь давайте попробуем ее помять.

Какую бумагу тяжелее помять, а какую легче?

(салфетку легче  - она тонкая, картон тяжелее  -он твердый)

-Попробуем ее скрутить (картон плохо скручивается)

-А сейчас попробуем порвать ее .

 

-Почему картон рвать сложнее всего? (потому что он прочнее обычной бумаги) Посмотрите, к нам пришла кукла Маша.

 

Она сегодня идет к подружке на день рождения и хочет, чтобы мы завязали ей бантик. Она принесла вот такую бумажную ленту и просит завязать из нее бантик. Я ей говорю, что из бумажной ленты бантик не получится, а она не верит, говорит, что эта бумажная лента очень красивая и подходит к ее платью.

 

-  Как вы думаете, ребята, получится из бумажной ленты бантик или нет? (Предположения детей).

 

Физминутка - танец с лентами из гафрированной бумаги.

 

Станция «Цветная»

Ребята у нас на столе цветная бумага. Мы с вами где-нибудь ее применяем?

 

Что можно сделать из цветной бумаги?

(аппликацию, фигурки животных, подарки мамам и папам на праздники)

 

Станция «Опытная»

Дети подходят к столу, где лежит бумага, и стоят емкости с водой.

 

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет с бумагой, если ее опустить в воду?

1.Салфетка размокла, утонула, т. к. она тонкая

 

2.Обычная бумага размокла и стала хрупкой

 

3..Картон самый толстый, он размок и стал тяжелым.

У нас прошло увлекательное приключение. Сегодня мы познакомились с необычными свойствами бумаги. Что нового о бумаге вы узнали из нашего приключения?

 

(бумага бывает тонкая, толстая, прочная; она мнется, скручивается, рвется, размокает в воде)

 

Итог.

 

Сегодня вы узнали, что бумага очень непрочная, она мнется, и поэтому с предметами из бумаги надо обращаться осторожно, чтобы не смять и не порвать.

 

Гимнастика для глаз с буиажным самолетом.

 

Твой бумажный самолет Отправляется в полет… Ничего, что он пока Долетит до потолка

              оттуда упадет.

 

Ты в душе – уже пилот!.

 

Поручения .

 

           Сейчас вы пройдете по группе, каждый найдет и принесет нам с Машей один предмет из бумаги.

 

(Дети расходятся по группе и каждый приносят по одному предмету из бумаги, которые заранее разложены по всей группе. Когда ребенок отдает, воспитатель просит назвать предмет и сказать, из чего он сделан или употребить слово «бумажный».)

 

             Книга сделана из бумаги, значит, она непрочная и ее легко можно порвать, если неаккуратно с ней обращаться. Порванную книгу уже не хочется смотреть, ее нельзя будет читать. Поэтому вы теперь знаете, что бумага непрочная, легко рвется, и будете с книгами обращаться бережно. И в нашем книжном уголке книги всегда будут красивые, и их приятно будет читать.

 

 

 

Конспект игры-экспериментирования «Волшебница-мука»

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.

Задачи:

   Ознакомить детей с понятием «сыпучая». Закрепить понятия «мягкая», «легкая», «тяжелая», «сыплется», «отпечатки». +Познакомить детей со способами действия: прикладывание, разравнивание, вливание, замешивание, просеивание. Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия своих действий.

-  Развивать речь детей, воображение, мелкую моторику; развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.

-  Воспитывать интерес к экспериментированию.

 

Ход:

-  Ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, а с чем, вот догадайтесь сами? Из нее пекут ватрушки, И оладьи и блины, Если дела ется тесто, Положить ее должны.

-  Что это? Правильно, мука.

 

-  Ребята, посмотрите, вот в такой пачке муку продают в магазине. А кто из вас знает, из чего делают муку? (Из зерна)

 

-  А зернышки живут в колосках.

 

-  А откуда берутся колоски, мы сейчас вспомним (просмотр иллюстраций «Откуда хлеб пришел?»)

 

-  Посмотрите, ребята, у меня тоже есть зерно. Я сейчас вам насыплю его в ладошки, и мы рассмотрим его. Это зерно пшеницы. Оно овальной формы. Зѐрнышки гладкие и твердые. Вы представляете, из этого вот зерна получается мука! Его отправляют на мельницу.

 

-  Там такое с ним творится,

 В оборот его берут.

 

 В порошок его сотрут.

 Станет все зерно мукою,

 Потечет мука рекою.

 

-  Да не простая мука, а волшебная.

 

-  Прежде чем взять в руки муку, мы с вами сейчас наденем фартуки и колпаки на голову. Ребята, на кого мы стали похожи? Да, мы с вами сейчас будем – поварята. Итак, что у нас получается из зерна? Давайте повторим все вместе – мука. А сейчас подойдем вот к этому столу. Посмотрите, перед вами стоят баночки с мукой. Как вы думаете, мука имеет запах? Наклонитесь над баночкой и осторожно понюхайте муку.

-  Чем пахнет мука? (дети делают вывод)

-  У муки есть запах, но он особенный, ни на что не похож. Это запах муки.

-  Ребята, потрогайте муку. Вам приятно еѐ трогать?

-  Что вы ощущаете, какая мука? (мягкая, пушистая, легкая, воздушная)

-  Ребята, когда ваши мамы пекут оладушки, она просеивают муку сквозь сито. У нас с вами тоже есть маленькие ситечки. Давайте просеем муку! Высыпайте муку в сито и просеивайте еѐ.

 

-  Что вы делаете? (Просеиваем муку).

 

-  Посмотрите, на что похожа мука?

 

-  Правильно на снег, такая же белая, пушистая. Только снег холодный, а мука какая? Потрогайте еѐ ладошками. Чувствуете тепло или холод?

 

-  Посмотрите на свои ладошки, какие они? (Грязные, белые, в муке)

 

-  А теперь посмотрите на стол, что там видите? Ладошки. А по-другому – отпечатки. Что мы видим на муке?

 

-  Сегодня мы продолжаем, знакомится с волшебными свойствами муки. Вы уже просеивали еѐ, и мне тоже захотелось, вы присядьте и ещѐ раз понаблюдайте, как сыпется мука. - Посмотрите, что мука умеет делать? (Сыпаться) Вот какая мука сыпучая! - Ой, ребята, что это у меня вдруг получилось? - Сердечко! Я дарю это сердечко вам! - Оказывается на муке можно ещѐ и рисовать.

 

-  А вы хотите что - нибудь нарисовать? - Что вы нарисовали? Кому вы свой рисунок подарите?

 

-  А теперь давайте пойдем мыть руки. Посмотрите, вода была в тазу чистая, прозрачная, а теперь она какая? (Белая). Почему вода стала белой? (В ней растворилась мука)

 

-  Вытирайте руки салфетками.

 

-  Ребята, как вы думаете, что будет с мукой, если мы нальем в нее воду? Какая станет мука? Давайте попробуем. Сейчас мы с вами возьмем немного муки в чашечки и добавим в неѐ водички. Посмотрите, какая водичка в стаканчике – чистая, прозрачная, а в другом – зеленая. Давайте понаблюдаем, что у нас получится (замешиваем тесто).

 

-  Вот как много таит в себе мука интересного, она прямо волшебница, то была сыпучая, мягкая, пушистая. А теперь стала – какая? (Липкая,тягучая)

 

-  Что у нас с вами получилось? (тесто)

-  Ребята, а вы знаете, что можно испечь из теста? Ответы детей.

 

-  Вот как много изделий можно испечь из муки. Все они очень аппетитные и вкусные. Но самым вкусным и почетным считается хлеб. Он у нас всегда на столе во время еды. Рос сперва на воле в поле.

 

-  Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился

Из зерна в муку и тесто.

 

В магазине занял место.

 

-  Ребята, а когда мамы пекут дома пироги, вы помогаете им раскатывать тесто? Сейчас мы с вами будем раскатывать тесто.

 

-  А чем раскатывает тесто ваша мама? (Скалкой). И у нас тоже есть маленькие скалочки, подойдите к столу. Здесь все готово, начинаем работать как мамы. Кто раскатал тесто, может вырезать формочкой фигурки и укладывать их на поднос.

 

-  Все ребята молодцы! Все постарались на славу.

-  Ребята, вам понравилось работать с тестом?

-Сегодня вы познакомились с волшебными свойствами муки. Узнали, что она белого цвета, без запаха, она умеет сыпаться. Ее можно окрашивать, делать из нее тесто, а из теста много вкусных и полезных продуктов.