Рекомендации по обучению детей ПДД.
При выходе из дома:
- если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.
При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны;
- взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
- если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку;
- приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора;
- не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.
Готовясь перейти дорогу:
- Остановитесь, осмотрите проезжую часть;
- Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины;
- не стойте с ребенком на краю тротуара;
- обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин;
- покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке;
- идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин;
- выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры;
- не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно;
- не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу;
- не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу;
- не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно;
- при переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта;
- объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.
При посадке и высадке из транспорта:
- выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери только после полной остановки;
- не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями);
- приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
При ожидании транспорта:
- Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.
Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах.
- Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
- Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
- Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
- Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении
правил дорожного движения.
- Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
- Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
- Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
- Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
- Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
- Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
- Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
- Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
Как учить стихи с ребенком.
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это "ни за что на свете"?
Ребенок может отказываться под разными предлогами: "Я не смогу", "Я не хочу", или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.
В этом случае помогают несколько маленьких хитростей.
Совет №1
Чтобы ребенок легко запоминал рифму, нужно как можно раньше познакомить его с «музыкой» стихотворения. Малыш еще лежит в коляске, а вы уже начитываете ему ритмичные «Наша Таня громко плачет» или «Гуси, гуси, га-га-га!». По мере взросления этот самый первый, заложенный в подсознании опыт позволит ребенку гораздо легче проходить процесс заучивания.
Самый благоприятный возраст для разучивания стихов — 4-5 лет, когда память начинает развиваться быстрыми темпами. И если раньше мы просто зачитывали произведения малышу — что-то да запомнит, то после четырех лет начинается осознанное запоминание текста наизусть. Учить как можно больше — вот лучший способ сформировать нужный объем памяти для дальнейшего обучения!
Совет №2
Эмоционально и с выражением — именно так следует разучивать стихотворение, иначе оно потеряет всякий смысл для ребенка. Иногда воспитатели в детских садах ошибочно приучают детей невыразительно читать стихи. Коллективное заучивание превращается в сплошное «На-на, на-на, на-на, на-на…» Так что берите ситуацию в свои руки и старайтесь учить стихи индивидуально! Если малыш не познает красоту поэзии в детстве, то вряд ли он обратится к ней во взрослой жизни.
Совет №3
Если стихотворение будет соответствовать темпераменту и возрасту ребенка, его легче будет выучить. Не стоит четырехлетнего малыша заставлять заучивать отрывки из «Евгения Онегина». Учите с ним лучше детскую классику — Барто, Чуковского, Михалкова. Спокойным ребятишкам лучше предлагать стихи плавные, размеренные, а вот непоседам подойдут веселые, ритмичные тексты. Пока они только учатся, то прислушивайтесь к детскому темпераменту, ведь в школе уже никто не будет считаться с особенностями вашего малыша.
Совет №4
Важный момент: в раннем возрасте разученное произведение обязательно должно быть для кого-то подарком. Посвятите его маме, бабушке, тете или же Деду Морозу. Лишь в 7-8 лет ребенок начнет осознавать, что стихи можно и нужно учить для своего удовольствия.
Совет №5
Прежде чем начать занятие, прочитайте сами текст с выражением, а лучше выучите наизусть. Затем обязательно найдите в тексте непонятные для ребенка места или незнакомые слова и объясните их значение. После этого еще раз нужно прочитать стихотворение — медленно и со смысловыми акцентами. После второго прочтения расскажите малышу о том, кто и когда написал это замечательное произведение, покажите иллюстрации в книге. И пока чадо будет их разглядывать, прочитайте текст еще раз.
Такой подход приучает ребенка легче воспринимать поэзию: у него постепенно формируется художественный образ стихотворения. Ну, а после подготовительной работы можете начинать процесс заучивания.
Совет №6
Одни из нас легче запоминают стихи на слух, другие — когда ходят по комнате в ритм стихотворения, третьим непременно нужно прочитать текст самим несколько раз, ну, а четвертым необходима полная тишина и неподвижность. От этого зависит, с помощью какого метода человеку легче заучивать стихотворение.
Методы заучивания стихотворений
Слуховой. Самый распространенный метод, его обычно используют в детском саду. Сначала заучивается каждый куплет, а затем — весь стих целиком. Здесь идет слуховая опора на рифму.
Визуальный. Его часто путают с обычным показом книжных картинок. На самом деле вы создаете простой «картинный план» на глазах у ребенка одновременно с разучиванием стиха. То есть вы читаете строчку и изображаете то, о чем идет речь, отделяя на рисунке каждую картинку горизонтальной чертой. А затем по этому плану малыш несколько раз рассказывает стихотворение.
Двигательный. Метод заключается в том, что ребенок подкрепляет запоминание двигательным актом. Так, можно взять толстую нитку и «смотать стишок в клубочек», повторяя строчку за строчкой. А затем его размотать. После чего он прячет ручки за спину и понарошку наматывает клубок. Как вариант — нанизывать бусы, пирамидку, пуговицы.
Логический. После подготовительной работы прочитайте первые строки стихотворения, затем остановитесь и попросите малыша рассказать, что же было дальше, своими словами. Потом читайте уже с того места, на котором ребенок остановился, и дальше пусть снова он продолжает. Здесь ребенок опирается на смысловые связи и постепенно запоминает текст.
Метод накопления. Не нужно создавать "кашу" в голове и пытаться выучить стих целиком. Повторяйте строчки по одной, по 5-10 раз каждую. Потом 1-ю и 2-ю, затем добавляйте 3-ю. Конечно, способ этот не из простых, зато самый эффективный. Забыть выученное таким образом стихотворение трудно.
Мистический. Все, что нужно сделать - это несколько раз прочитать стихотворение вслух перед сном и, ничем не занимаясь, сразу же лечь спать. Утром стих будет литься из памяти сам собой. Не верите? А вы попробуйте!
Попробуйте по очереди каждый из методов, и вы поймете, как именно вашему малышу легче дается запоминание. Кстати, именно так можно сделать вывод, какой вид памяти у ребенка является первостепенным. А может, вы будете пользоваться несколькими методами, ведь главное — результат.
Совет №7
И последний совет: нарисуйте с крохой каждое выученное произведение. Создайте свою авторскую иллюстрацию к нему, подпишите автора и название. А затем складывайте эти рисунки в отдельную папку. В дальнейшем так приятно будет рассматривать их с близкими и вспоминать ранее выученные стихотворения!
Когда начинать учить ребенка запоминать стихи?
Перед тем как научить ребенка запоминать стихи, нужно понять, что он к этому готов. Учить ребенка стихам можно и в возрасте от двух лет, но главное условие – ребенок должен уже хорошо говорить. Необязательно это будет связной речью большими тирадами, но если малыш может из нескольких слов сложить предложение, значит, он будет в состоянии повторять за вами строки из стихотворений.
К трем годам многие детки знают уже несколько детских песен, которые легче выучить, чем стихотворения. Кстати, перед тем как учить с ребенком стихи, можно попробовать разучить с малышом несколько песенок. А там уже будет видно, может ли ребенок запоминать. Средний возраст ребенка, в котором он уже хорошо может запоминать довольно большие стихи, это 4-5 лет. Но к этому нужно стремиться.
Теперь вы знаете, как учить с ребенком стихи. Сочетая все способы заучивания стихов, перечисленные выше, вы добьетесь хорошего результата. Следите за тем, чтобы ребенок повторял те стихи, которые он заучивал, к примеру, месяц назад. Это очень хорошо тренирует память.
И напоследок нельзя не отметить, что принуждать ребенка к изучению стихов не нужно. Перед тем как выучить с ребенком стихотворение, выясните, настроен ли он на это. Если он занят другим делом, не нужно его отвлекать. Не нагружайте малыша, даже если ему скоро пора в школу. Лучше начать с ним заниматься намного раньше и постепенно. Главное, чтобы ребенку нравились эти занятия. Только тогда у вас все получится.
«Как учить стихи … играючи».
- Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. «Какая речь! Какая память!» — восхищаются собеседники.
Не случайно так гордятся папы и мамы своими детками, которые читают наизусть А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова. Зато как страдают те родители, чей ребенок не может запомнить стихи, как ни бьются, как ни стараются при этом все домашние.
Почему дети плохо запоминают текст?
Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации — нет результативной деятельности.
Чтобы не подорвать добрых отношений с ребенком, не требовать от него невозможного, предлагаем воспользоваться некоторыми рекомендациями. Для заучивания следует подбирать такие cтихи, которые интересны ребенку, помогают ему играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. Ребенок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей или облегчит распределение ролей в игре, определит ведущего.
При разучивании стихов довольно часто используют принцип «повторенье — мать ученья». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Попробуйте призвать на помощь и другие виды памяти, например зрительную, обонятельную, вкусовую, осязательную, двигательную. Не забывайте, что самая сильная память — эмоциональная. Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха — осязаемым, видимым, представляемым.
Давайте разучим с детьми, например, стихотворение «Две синички» (слова народные). Сначала воспитатель читает выразительно весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить (цель разучить он поставит перед собой, а не перед детьми). Педагог показывает, как сделать руки «гнездышком», и просит представить, что там, в гнездышке, живут маленькие, дрожащие синички. Ими можно полюбоваться, поднести к лицу и согреть своим теплым дыханием, прижать к себе, а затем вместе с воспитателем произносить слова и повторять движения. (Каждый педагог может придумать свои движения.)
Сидят в гнезде две птички, Руки детей, изображающие гнездышко,
Две маленьких синички. прижаты к груди, они согревают
Сидят, прижавшись тесно: птичек, которых полюбили.
Тепло в гнезде им вместе.
Но вот одна проснулась. Одна рука изображает пальцами движения крыльев,
Проснулась, встрепенулась, затем «взлетает» вверх.
И песенку запела, Вторая – у груди.
И к солнышку взлетела.
Вторая вот проснулась, Вторая рука повторяет движения первой.
Проснулась, встрепенулась,
И песенку запела,
И к солнышку взлетела.
И вот синички вместе Руки с пальцами – крыльями двигаются над
Под солнышком летают. Головой, изображая полет птиц навстречу
Их солнышко своими друг другу.
Лучами согревает.
Вот вечер наступает, Руки плавно опускаются. Дети могут присесть
И солнышко садится. на корточки («солнце село»).
Пора домой синичкам
Под вечер возвратиться.
Сидят в гнезде две птички, Руки снова складываются гнездышком
Две маленьких синички. и прижимаются к груди.
Сидят, прижавшись тесно:
Тепло в гнезде им вместе.
Это стихотворение можно читать много раз, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» и под «тихий час», и под упражнения на зарядке, и под игры на улице. Главное, чтобы это была игра, в которой дошкольники «внутренним взором» видели, какие у птичек перышки, клювики, глазки, как они летают, поют, спят, отогревали их своим дыханием, прижимали к груди. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы. И у взрослого общение с детьми получается позитивным.
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой. Например, стихотворение С. Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющими). Сложные стихи можно учить по строчке и читать по очереди, друг за другом. Эффективно использовать прием «от имени»: говорить текст от имени различных персонажей с соответствующей интонацией.
Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Например, прочитайте детям «Два барана» С. Михалкова и изобразите их двумя руками, выставив пальцы-рога. Ваш показ и стихотворный текст, где описывается так легко узнаваемая ситуация «не уступлю, я первый...», обязательно заставят детей попробовать передать сценку встречи «на мостике горбатом».
Если дети четвертого года жизни не смогут изобразить баранов правой и левой рукой одновременно, они сделают это вдвоем (каждый «покажет» своего персонажа правой рукой).
Для этого возраста не менее интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном театре.
Дети пятого года жизни разыграют сценку - стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах, а детям шестого года можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно разучить стихотворение: сначала диалог белого и черного баранов, а затем и слова автора.
Стихотворение С. Михалкова хорошо тем, что поучительно, даже нравоучительно, но без занудного дидактизма: вот вам пример, картинка из жизни, а вывод делайте сами. Дети умны и чутки, они догадаются, что не случайно у слова «баран» есть второе значение. Благодаря этим стихам дошкольники осознают переносное значение слова и необходимость уступать.
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь двоим нельзя пройти,
Ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил «Мэ-э,
— Ты в своем, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами...
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана. (С. Михалков)
При разучивании некоторых стихов можно использовать построчное запоминание. Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего — и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой — короткие.
Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы, и на этой лестнице «разложить» весь текст своего стиха, а потом мысленно шагать по ступеням и читать.
Прием запоминания и проговаривания хором тоже может быть удачен, так как дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов. Для хорового запоминания и чтения нужны стихи особые, напевно-речитативные, например:
Взял я лук и крикнул: «Эх! Удивлю сейчас я всех!»
Натянул потуже лук, да стрела застряла вдруг.
И вокруг сказали все: «Э-э-э-э!» (Е. Тарлапан)
Примечание. Дейл Карнеги дает свои советы (законы) по улучшению памяти. Первый «закон» памяти — получить глубокое, яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:
а) сосредоточиться;
б) внимательно наблюдать. Прежде всего старайтесь получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Второй «закон» памяти — повторение.
Третий «закон» памяти — ассоциация: хочешь запомнить факт — нужно ассоциировать его с каким-либо другим.
Для работы с детьми эти «законы» также применимы. Однако следует учитывать важность разыгрывания и «проживания».
Учить не только игровому, но и целенаправленному произвольному запоминанию стихов тоже необходимо, но только старших дошкольников, так как произвольное запоминание — сложная интеллектуальная работа, связанная с мышлением.
К основным приемам произвольного запоминания относятся повторение текста и припоминание его. К. Д. Ушинский характеризовал припоминание как «труд, и труд иногда не легкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивость часто бывает ленность вспомнить забытое». Мы в своих рекомендациях пытались трудное сделать привлекательным и уже оттого более легким