Конспект занятия в II группе раннего возраста «Солнышко - колоколнышко»
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: развитие познавательных способностей детей.
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать знакомить детей с русскими народными потешками; формировать умение детей подбирать предметы по форме, цвету, учить различать круглую геометрическую форму, желтый цвет.
• Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей. Учить приему сплющивания, для получения плоского изображения исходной формы.
Развивающие:
• Развивать чувство формы, ритма, мелкую моторику.
Воспитывающие:
• Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Воспитывать положительные эмоции в совместной творческой деятельности.
Предварительная работа: рассматривание изображений солнца в детских книжках и предметах декоративно-прикладного искусства.
Наблюдение за солнцем во время прогулки.
Чтение стихотворений, потешек.
Материал для занятия: макет с изображением дома с закрытыми ставнями, которые могут открываться и показывать солнышко в окне; плотный картон (голубого, синего цвета) квадратной формы с силуэтами животных; пластилин красного и желтого цвета; бусины, пуговички; доска для лепки; салфетка для рук.
Ход НОД
1. Организационная часть.
(Дети входят в группу и видят домик солнышка с закрытыми ставнями).
- Ребята, посмотрите, какой красивый домик. Как вы думаете, кто в нем живет?
- Это домик солнышка. Но оно спит. А, давайте его разбудим.
Дети: Солнышко – колоколнышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
(Ставни открываются, в окне видно изображение солнца. Вновь ставни закрываются. Игра проводится 2-3 раз).
- Проснулось солнышко, улыбнулось всем.
- Как ярко светит солнце! Оно гладит вас по щечкам, по лбу, по носу, по головкам, смотрит, все ли у вас в порядке (выполняют соответствующие движения). Заглядывает в окошко и видит, как вы играете в детском саду.
Смотрит солнышко в окошко,
(дети качают головой вправо-влево)
Светит в нашу комнатку.
(показывают «фонарики»)
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку.
(хлопают в ладоши)
- Посмотрите, какое солнышко? (Круглое.)
Дети вслед за педагогом пальчиками рисуют в воздухе солнышко.
2. Основная часть.
- У солнышка много дел: землю обогреть, ярким светом осветить, всех разбудить своими ласковыми лучами - цветы, птичек, зайчиков и белочек, мальчиков и девочек.
Проводится пальчиковая игра «Солнышко»
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
(Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с
лучами».)
- Какие красивые лучики у вас получились!
- Заглянуло солнышко к нам в группу и так ему захотелось с вами поиграть, а вы хотите?
Игра «Найди предметы такого цвета, как солнышко»
- Ребята, а солнышко какого цвета? (Желтое)
- Подарим солнышку предметы желтого цвета?
(Дети находят предметы желтого цвета).
Игра «Найди предмет такой формы, как солнышко»
- Какой формы солнышко? (Круглое)
- Подарим солнышку круглые предметы?
(На столике картинки: арбуз, апельсин, мяч, колесо, шкаф, дыня, ель, шапка, шарик, булка, телевизор) Дети выбирают картинки.
- Молодцы!
- Почему не взяли булку? Шарик? Дыню? (Они не круглые)
- Молодцы! Солнышко вам говорит: «Спасибо!», ему так понравилось с вами играть.
Проводится физкультминутка «Солнышко»
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко,
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки. («Пружинки» на двух ногах)
Солнышко-ведрышко!
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут. (Прыжки на двух ногах)
Солнышко, покажись!
Красное, появись!
(Дети поворачиваются к окну, и протягивают руки вперед).
- Дети, к нам пришли зверюшки, которые тоже хотят погреться на солнышке, но тучка спрятала от них солнышко.
(раздать детям картон, где в уголочке изображены зверюшки)
- А вы хотите помочь нашим друзьям. Чтобы солнышко было похоже на настоящее, давайте вспомним, какое оно? На что похоже солнце? (на шарик, кружок, мячик…)
- А какого цвета оно может быть? (красного, желтого)
- Верно, солнышко у нас теплое, поэтому мы его будем лепить из желтого пластилина.
Этапы выполнения работы.
- Взять один кусочек пластилина. Положить его между ладонями и скатать шарик круговыми движениями, надавливая на него ладошкой.
- Готовый шарик положить на середину картона и слегка надавить на него, расплющить, чтобы шарик-солнышко закрепился на картоне.
- Из второго кусочка скатать между ладошками колбаску, прямыми движениями рук (одна рука двигается вперед, другая - назад). Получившийся лучик-столбик прикрепить к солнышку, направить его на зверюшку, и слегка прижать к картинке (размещает жгутики вокруг диска).
- А где же у солнышка глазки? Вот они! (Беру бусинки и прикрепляю). Ротик нарисую зубочисткой. Солнышко смотрит на нас и улыбается!
Педагог предлагает детям создать свои солнышки.
3. Заключительная часть
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое!
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
- Ребята, солнышко благодарит вас за то, что вы его выручили. Какая красивая картинка у нас получилась. Солнышко предлагает вам поиграть со своими сыночками - солнечными лучиками.
Подвижная игра «Солнечные зайчики»
Воспитатель с помощью маленького зеркальца пускает солнечного зайчика и читает стихотворение:
Солнечные зайчики играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот он, светленький кружок,
Вот, вот, вот - левей, левей!
Убежал на потолок. Скок!
Дети ловят зайчика на стене. Педагог направляет зеркальце пониже, повыше: дети подпрыгивают, стараются поймать зайчика.
Конспект занятиzя во II группе раннего возраста «Даша моет ручки»
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и привычек.
Задачи:
• Учить правильно, называть и показывать предметы туалета.
• Закреплять навыки умывания и последовательность действий (закатать рукава, открыть кран, намочить руки, затем намылить, смыть мыло, встряхнуть воду с рук, сухо вытереть полотенцем).
• Формировать у детей потребность мыть руки перед едой и при загрязнении.
• Формировать навыки самообслуживания, самостоятельности.
• Вызвать интерес к выполнению культурно-гигиеническим навыкам.
• Воспитывать желание ежедневно выполнять необходимую для здоровья процедуру умывания.
• Обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова, обозначающие действие.
Дидактический материал: кукла, предметы личной гигиены (мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста, мыльница, футляр для зубной щетки, стаканчик, крючок для полотенца).
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на сидящую в углу куклу с грязным лицом и ручками.
Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам в гости пришла кукла Даша. Давайте поздороваемся с Дашей.
Дети хором: Доброе утро Даша!
Воспитатель: Ой, ребятки, а что-же не так с нашей Дашей? Посмотрите внимательно? (Дети обращают внимание на то, что кукла грязная)
- Какие вы у меня внимательные!
Воспитатель: Ребята, кукла Даша не умеет умываться и пришла к вам за помощью, чтобы вы научили ее мыть руки и лицо, вытираться полотенцем. Кто хочет помочь нашей кукле? (ответы детей)
Воспитатель: Какие вы молодцы, что хотите помочь кукле Даше. Давайте вспомним с вами последовательность мытья рук, посмотрите на картинку. Рассматривание иллюстрации. Молодцы вы все помните!
Ребята, а где мы с вами моем руки и умываемся? (Ответы детей) Вы правы, давайте возьмем Дашу с собой и покажем нашу туалетную комнату.
(Воспитатель сажает куклу на стульчики в умывальной комнате.)
Воспитатель: Даша, сейчас наши детки покажут тебе как правильно умываться.
Ребята, перед тем как открыть кран, скажите и покажите, что мы делаем в самом начале?
Дети: Засучиваем рукава!
Воспитатель: Правильно. Давайте засучим рукава, можно помочь друг другу. А кто помнит, зачем мы это делаем?
Дети: Чтобы не замочить одежду!
Воспитатель: Вы правы! А сейчас я предлагаю вам показать нашей кукле, как нужно мыть руки. Вы согласны? (дети соглашаются)
Воспитатель: Даша, посмотри, как наши детки вначале смачивают водой ручки, затем берут мыло и намыливают до густой пены, чтобы получились белые перчатки, моют руки круговыми движениями. Нужно всегда ручки мыть с мылом. Покажите, Даше, какие у вас мыльные, белые перчатки.
Воспитатель: Смотри, Даша, как мы смываем мыло водичкой не оставляя на ручках ни капельки мыла.
А теперь давайте покажем кукле, как мы умываемся!
(по инструкции воспитателя дети моют щечки, подбородок, рот, нос, глаза, лоб, называя части лица).
Проговаривая потешку «Водичка, водичка»:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель: Посмотри, Даша, наши ребятишки умеют отжимать руки над раковиной, сложив ладони в замочек. Покажите, как вы это делаете!
А теперь дети найдут свои полотенца и вытрут насухо ручки.
(При вытирании рук ребенок находит и снимает с крючка свое полотенце, тщательно вытирает руки, вешает обратно на крючок. Опуская рукава. Воспитатель хвалит каждого ребенка за правильное намыливание, отжимание, вытирание и т. д.)
Воспитатель: Вот видишь, Даша, как наши ребятки умеют умываться и вытираться самостоятельно. Давай мы и тебя умоем. Чтобы твои ручки и лицо стали чистыми, а ребятки мне будут подсказывать мне, что делать сначала. Вы согласны? (Воспитатель моет куклу, дети подсказывают последовательность)
(Воспитатель предлагает детям и кукле Даше пройти в группу)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Даша принесла нам красивый мешочек. Вы хотите посмотреть, что в нем лежит? (ответы детей). Мы будем доставать предметы из мешочка по очереди, так нам будет удобно.
(Дети достают из мешочка принадлежности для умывания, рассказывают для чего они нужны, называют их)
Воспитатель: Ребята, а давайте каждой вещи найдем свой домик?
Дидактическая игра «Каждому свой домик»
(Нужно разложить все принадлежности (мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста) по местам, по своим домикам (мыльница, футляр для зубной щетки, стаканчик, крючок для полотенца).
Воспитатель: Ребятки, как мы помогали сегодня кукле Даше? (высказывания детей)
Воспитатель говорит от имени куклы: Ребята вы молодцы! Теперь я знаю, как правильно мыть руки, и почему их нужно мыть с мылом и еще я узнала, какие бывают принадлежности для умывания и где они должны храниться. Мне очень у вас понравилось, и я хочу остаться у вас.
Воспитатель: Ребята как вы на это смотрите? (высказывания детей). Чему мы с вами можем ее еще научить? (высказывания детей).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все сегодня старались, вспомнили, как правильно мыть ручки и умываться. Ведь это очень важно, соблюдать правила личной гигиены. Руки мы с вами моем всегда перед едой, после посещения туалета, и при загрязнении.
- А теперь берите куклу Дашу с собой играть и научите ее как правильно себя вести в группе. Дети берут куклу и идут играть.