Консультация для родителей
«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в
условиях многонационального окружения»
Формирование толерантных отношений дошкольников к сверстникам –
многоаспектная проблема, включающая решение таких вопросов, как становление и
развитие межличностных отношений дошкольников, их взаимоотношений и общения;
формирование толерантных отношений в условиях многонационального коллектива
воспитанников; знакомство детей с культурой народов разных стран и расширение
их знаний об окружающем мире.
Одним из
факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально
значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития
человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире
существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на
законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав
человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и
ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание,
сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических
страданий.
Другим
фактором формирования толерантной личности считают стремление человека к
самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции.
Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более
позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого
уровня самооценки у человека. Человек с высоким уровнем межэтнической
толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующегося
пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к
продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает
позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий
жизненный тонус.
Современный
культурный человек - это образованный человек, обладающий чувством самоуважения
и уважаемый окружающими. Именно поэтому очень важно научить подрастающее
поколение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и
взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки
такими, какие они есть.
Данная
проблема актуальна на сегодняшний день, поскольку воспитанию толерантности у
детей должно быть одной из значимых задач в дошкольном воспитании.
Необходимость
формирования толерантных отношений между дошкольниками обусловлена возрастными
и индивидуальными особенностями детей. С одной стороны, им присущи активность,
инициативность, любознательность, с другой - у них слаборазвитая произвольность
поведения,
повышенная эмоциональность, импульсивность. Негативные
проявления в поведении дошкольников исследователи объясняют отсутствием
социального опыта и ограниченными возможностями, что приводит к возникновению у
них пассивности, усилению агрессивности, деструктивных тенденций в отношениях
со сверстниками.
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они
есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и включает в себя
следующее:
• способность
понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и
другие проявления человеческой индивидуальности;
• гармония
между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными
группами;
• уважение
к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов;
• готовность
к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку,
убеждениям, обычаям и верованиям;
• не
уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего, активное отношение,
формируемое на основе признания универсальных прав и основанных свобод
человека;
• свобода
придерживаться своих убеждений и признания такого же права за другими; это
также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим;
• гуманное
отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а также признание
индивидуальности каждого человека.
Методы
формирования толерантных отношений у участников педагогического процесса
современного дошкольного учреждения в условиях многонационального коллектива
воспитанников остаются малоизученными как в психологии, так и в дошкольной
педагогике.
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста
возможно посредством различных средств. Средство - прием, способ действий для
достижения чего-либо или справиться с чем-либо.
К
средствам формирования толерантности можно отнести:
- традиции;
- общение;
- художественная литература;
- сказки;
- пословицы и поговорки;
- национальные куклы;
- подвижные игры, с использование национальных
атрибутов;
- проектная деятельность;
- произведения искусства и др.
Традиции,
облаченные в форму привычек массового характера, поддерживаемые силой
общественного мнения, по своей природе наделены огромной устойчивостью,
объективно сделавшей их «своего рода хранителями достижений прошлого». Традиции
- это своеобразный способ накопления социального опыта людей, а также условие
развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически от одного
поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью,
только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности. Они
складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно
подтвердили свою общественную и личностную значимость.
Широко и
разнообразно практическое значение ритуалов и обрядов. Они регулируют
эмоциональное состояние людей, формируют и поддерживают чувство единения на
уровне этноса, общины, семьи, позволяют отдельному индивиду осознать свою
этническую принадлежность, сохраняют вековые ценностные ориентации и т.д.
В
настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять
развитию культуры межнациональных отношений у дошкольников, следовательно,
необходима межэтническая толерантность, то есть принятие внутренней установки
личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических
групп, готовность к межэтническим контактам. Межэтническая толерантность
считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как
направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для
конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.
Формирование межэтнической толерантности - длительный и сложный процесс,
начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс
идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и
образование, в частности дошкольное образование. Поэтому образование как
главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности,
передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, должно
быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его
ближайшим окружением.
Именно в
дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость,
открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему
вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.
Работу
по воспитанию толерантности педагогу необходимо проводить не только в
сотрудничестве с другими специалистами, но и в тесном контакте с родителями.
То,
насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от
присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в
ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть. Уважать – значит
понимать, поддерживать, верить.
В работе
с детьми допустимо использование только ненасильственного управления и
изменение методов и приемов воспитания. Необходимо делать так, чтобы ребенок
участвовал в делах, предлагаемых воспитателем не из-за страха быть наказанным,
получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать
удовольствие, ощутить важность этих дел для себя.
При
отборе методов и приемов воспитания важно помнить следующее:
никогда не наказывать детей, не сравнивать друг с
другом, не выставлять на позор, не укорять, не жаловаться на них родителям, не
надзирать за ними, не оскорблять, хвалить от души, договариваться, находить
общее мнение, прощать искренне.
Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен.
Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти
именно его. Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим
собою. В воспитании не надо становится «над ребенком». Необходимо работать с
детьми так, чтобы каждый их них научился уважать и ценить себя.
«Основы нравственных отношений в семье»
v Проявляйте
заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним – подражая,
малыш очень скоро вернет это вам.
v Ваши показные
вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи
и лицемерию.
v Поступайте с
другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам – это будет для
вашего ребенка уроком доброты и человечности.
v Не говорите
о людях неуважительно, плохо. Ребенок вырастет и станет отзываться также о вас.
v Поведение –
это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых
обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.