Консультация для родителей.
Музыкальное воспитание в
семье детей раннего возраста.
Вот родилось это чудо - ваш малыш! Хочется отдать ему всё и сразу: все свои знания, умения. Но вот беда, что касается музыки, кроме «В траве сидел кузнечик» вспомнить нечего. И то подумать надо: кузнечика-то лягушка съела! Вы можете задать вопрос: что малышу спеть? Как с ним играть в музыкальные игры? Как учить плясать? И нужно ли ребенка учить музыке?
1. Зачем вообще учить музыке детей?
Музыкальное воспитание детей оказывает большое влияние на
многие стороны их жизни.
Благотворно
действует на нервную систему, улучшает память, внимание, способствует
развитию творческих
способностей, способствует успешной работе мозга. Ученые в ходе экспериментов
выяснили, что уровень
интеллекта, математические
способности и пространственное и образное мышление у детей, занимающихся
музыкой, выше, чем у сверстников. Погружение малыша в мир музыки делает
его духовно
богаче,
а его ежедневную жизнь эмоционально ярче. Ваш ребенок будет тонко
понимать мысли и чувства других, станет коммуникабельным, отзывчивым человеком.
2. Что же такое музыкальность?
Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и
помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в
дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром.
Не «приклеивайте» вашему ребёнку ярлык – «немузыкальный»,
если вы ничего не сделали, чтобы эту музыкальность у него развить.
Самая первая, доступная ребенку музыкальная деятельность –
слушание. Мамино пение колыбельной - важная часть процесса общения ребенка и
матери. Известно, что у поющей матери ребенок раньше заговорит и будет
музыкальным.
Колыбельная песня предназначена не только для того, чтобы
успокоить и усыпить, а это поэтическое выражение любви матери, её желание
оберечь дитя и подготовить к жизни и труду, познакомить с окружающих миром.
Слушая колыбельные песни, ребенок чувствует комфорт,
умиротворение, безопасность. Ребенок в такой интимный момент – засыпания
нуждается в стопроцентной маминой опеке и окружении – объятья, поглаживание,
тепло ее тела, и спокойный ласковый голос.
Вся жизнь ребенка должна быть окружена маминым пением. Это
пение включается во все режимные моменты (пестушки, поговорки, шутки –
небылицы) в игровую и познавательную деятельность.
3. Как заниматься с детьми музыкальной
деятельностью.
По законам удержания детского внимания, заниматься с
малышами можно 2—3 раза в неделю по 10 минут максимум. Но чередуя активные и
пассивные виды деятельности (обыгрывание игрушки, слушание песенки, пение,
пляска, игра), то дети вполне могут заниматься и в течение 15—20 минут. Музыки,
как и любви, для ребёнка никогда не бывает слишком много!
Игра является способом осуществления всех
этих видов музыкальной деятельности.
Вот например вы купили ребёнку новую игрушку — для него это
радость, счастье! Но взрослые знают, что она должна стать ещё и средством
познания мира, развития речи, музыкальности. Для этого игрушку надо уметь
обыграть. Пусть это будет зайчик.
Мы не просто поём песню «Зайчик» — мы общаемся с зайчиком,
разговариваем с ним с помощью песенки, играем с ним. А когда мы превращаемся в
зайчика и скачем, шевелим ушками под музыку, то, играя, осваиваем
музыкально-ритмические движения. Даже во время слушания музыки ребёнок, как
правило, отвечает на музыку движением, это естественно. Он прислушивается к
музыке «между делом».
Будьте готовы к тому, что ребёнок не сразу сможет
включиться в процесс. Некоторым детям нужно долго прислушиваться,
присматриваться, вникать. Показывайте, пойте, пляшите, играйте
сами —
это не может не понравиться малышу!
1. Кто это?
Это не просто зайчик, можно придумать ему ласковые названия
и имена: Зайчонок, Зайчишка, Зайка — Короткий Хвост, Пушистик, Белянчик,
Зайчишка-трусишка и другие.
2. Какой он?
Зайчик может быть сереньким с белыми ушками, пушистым,
мягким, тёплым, маленьким, он может пахнуть молочком (понарошку).
В играх многое делается «понарошку», «как будто» — так
развивается творческое мышление и воображение ребёнка. Очень важно, чтобы взрослый сам честно верил в
это «как будто» и поддерживал
воображаемую ситуацию.
Кроме того, у зайчика может быть тоненький, высокий,
ласковый, нежный, тихий голосок.
Кроме этого у зайчонка могут быть какие-либо черты
характера: он может быть добрым, весёлым, забавным, игривым, ласковым,
непослушным, капризным. Эти черты могут со временем меняться и сосуществовать.
3. Что он может делать?
Придумывается и обсуждается, что зайчик ест, как он ест,
как он прыгает, плачет, веселится, дрожит, шевелит ушками.
4. Как он взаимодействует с другими?
На этом этапе происходит составление простейших диалогов
зайчика с другими: с самим ребёнком, с другой игрушкой, со взрослым, с
вымышленным персонажем.
5. Я — как он
Ребёнок
отождествляет себя с игрушкой, действует от всей души, «превращается» в
зайчонка. Очень важно напомнить об этом тем родителям, которые покупают своим
детям страшных горилл, хаги-ваги или Человека-паука.
Где же тут место музыкальной деятельности?
На
первом этапе можно предложить ребёнку распеть имя зайчонка или просто слова
«заинька-зайка». Для знакомства можно распеть и своё имя: «Ка-тя, Ка-тень-ка».
На втором и третьем этапах можно имитировать голос зайчонка, который поёт грустные и весёлые песенки
просто на слог «ля», можно спеть ему колыбельную «баю-бай», покачать,
погладить, уложить в кроватку.
На
этапе отождествления себя с игрушкой (взятия на себя игрового образа) можно использовать различные пляски и игры: «Зайка беленький сидит», «Заинька,
повернись».
Составление диалогов развивает артистизм ребёнка,
творческое воображение, активизирует речь. Поэтому пойте, играйте, пляшите,
импровизируйте!
Хочется поговорить еще о внешнем виде детей на музыкальном занятии
В детском саду музыкальные занятия проводится два раза в неделю в каждой возрастной группе. В эти дни дети приходят в музыкальный зал, где все приготовлено для успешного проведения музыкального занятия. Для того, чтобы ребенок мог свободно двигаться во время исполнения упражнений, плясок необходима соответствующая обувь. Прежде всего, она должна быть фиксированная. Например, чешки или балетки. И совсем недопустимо, чтобы ребенок был в комнатных тапочках, «сланцах» или просто в «шлепках».
Чешки - это СПЕЦИАЛЬНАЯ обувь, на
время музыкальных
и физкультурных занятий. Ребенку необходимо правильное
формирование стопы, для этого и носят обувь с четко фиксированной подошвой,
дети встают на носочки, выполняют различные музыкально-ритмические движения, им нужна гибкая стопа, поэтому детей переодевают в чешки. Это
предусмотрено медициной. В дальнейших режимных моментах, помимо занятий музыкой и физкультурой,
чешки дети не одевают.
На музыкальных занятиях мы приучаем детей,
видеть красивое, пробуждаем интерес к окружающему миру и его красоте. Очень
важно, чтобы девочки были одеты в юбки, потому, что иначе им просто не удастся
поставить руки на юбку во время танцев. Это приведет к тому, что у них появится
привычка держать руки в воздухе, даже когда они будут в юбке или платье на
празднике. Мальчики перед началом занятия обязательно должны хорошо
заправить рубашки в шорты, чтобы выглядеть эстетично и во время танца видеть
свои коленки, и ступни ног. Мы очень просим Вас, дорогие родители, одевайте детей по сезону. Следите за аккуратностью их внешнего вида детей.
Утренники
Утренник в детском саду - это не только
праздник, но и испытание для ребенка. Помощь родителей здесь необходима. На
самом деле утренник - это не только праздник для детей, это и умений детей и
одновременно отчет о проделанной работе воспитателей и музыкального руководителя.
Утренник - важное событие в жизни
ребенка. Именно там он узнает, как сочетать собственные удовольствия с
выполнением обязательств. Именно там он научится совместной творческой
деятельности. Там же получит представление о том, что такое сценарии и правила.
И возможно, впервые проявит свои интересы и способности. Глубоко ошибочно
мнение тех родителей,
которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести
только на утренник, ничего кроме неприятностей (для ребенка из - за незнания
материала, неумения выполнить простейшие танцевальные движения, незнания слов
песен, неумения правильно и вовремя перестроиться, не получиться. Ребенок,
расстраивается, путается, нервничает, зачастую плачет, мешает остальным детям,
которые старательно учили стихи, песни, танцы в продолжение долгого времени.
Как
правило, к утреннику детей готовят постепенно,
сначала разучивая слова и мелодии песен, движения танцев, а за тем идет
знакомство со стихами и сказками, герои которых будут «приходить» на праздник. Разучивание материала на
утренник, продолжается около двух месяцев. Дети постепенно разучивают весь
нужный материал на музыкальных
занятиях, а затем в свободное от других не менее важных занятий ( таких как: математика, развитие речи, лепка,
рисование, конструирование,
труд и др.) закрепляют с воспитателями пройденный на занятии материал, учатся
правильно и выразительно произносить слова стихотворений и отрывки из сказок,
закрепляют исполнение отдельных танцевальных движений. Благодаря совместному и
ежедневному труду музыкального руководителя и воспитателей,
вы, родители,
имеете возможность увидеть развитие вокальных, актерских, танцевальных данных у
своих детей.
Но без помощи родителей
праздника не будет. Совет по оформлению костюма можно получить
у музыкального руководителя
или у воспитателя группы. Обязательно на ногах у детей должны быть «чешки», туфли не
годятся для исполнения танцев.
Внешний вид детей на утренниках
Детский костюм должен быть эстетичным и комфортным. Избегайте тугих
застежек, Платье у девочек должно быть удобным, не допустимы кольца и обручи,
т. к. девочкам не удобно сидеть на стуле. Если возникают вопросы, не
стесняетесь подойти и спросить о том, что вас интересует.
Помните, дети не просто приходят
посидеть на утреннике, они будут танцевать, прыгать, бегать и именно, поэтому
должны чувствовать себя комфортно.